Археологический комплекс Ангкор

Назад

Археологический комплекс АНГКОР был обнаружен французским натуралистом Анри Мюо в 1861 году после четырех столетий забвения. Он писал позже в своих записках: «Увиденные мною памятники строительного искусства огромны по своим размерам и, по моему мнению, являются образцом самого высокого уровня по сравнению с любыми памятниками, сохранившимися с древнейших времен. Я никогда не чувствовал себя таким счастливым, как сейчас, в этой великолепной тропической обстановке. Даже если бы я знал, что мне придется умереть, я ни за что не променял бы эту жизнь на удовольствия и удобства цивилизованного мира».

Тяжёлые времена в истории Камбоджи не позволяли посещать этот шедевр азиатской архитектуры. Только в декабре 1992 года ЮНЕСКО включила его в список мировых памятников культурного наследия, а через год в Токио был создан Международный координационный комитет, поставивший своей целью возродить былое великолепие Ангкора.

Строительство этого грандиозного храмового комплекса продолжалось в течение четырех столетий. Его начал основатель Ангкорской династии принц Джайяварман II в 802 г., а последние храмовые комплексы были возведены королем Джайяварманом VII в XII в. После его смерти в 1218 г. строительство прекратилось. Строители Ангкора закончили свой многовековой проект. По другой версии, в Кхмерской Империи просто закончились месторождения камня-песчаника.
Интересно, что все преемники Джайявармана II следовали его принципам строительства. Каждый новый правитель достраивал город таким способом, что его ядро постоянно перемещалось: центр старого города оказывался на окраине нового. Так постепенно рос этот город-гигант. В центре каждый раз возводился пятибашенный храм, символизирующий гору Меру, центр мира. В результате Ангкор-Ват превратился в целый комплекс храмов.
Интересно то, что храмы Ангкора построены без применения цемента и каких-либо других связующих материалов. Каменные блоки в них сцеплены по принципу замка.
Самые известные из этих храмов: Храм Пре Ко (Preah Ko), Байон (Bayon), Храм Бантей Срей (Banteay Srey), Храм Преах Кхан (Preah Khan), Храм Та-Пром (Ta Prohm) и легендарный Ангкор Ват (Angkor Wat).

  • Храм Бантей Срей (Banteay Srey) - построен в конце X века и посвящен Богу Шиве. Хорошо сохранились все 3 центральные башни с многочисленными фигурами богов и рельефами с сюжетами из их жизни. Несмотря на небольшие размеры, храм является прекрасным образцом классической Кхмерской архитектуры.
  • Храм Пре Ко (Preah Kо) - храма построен королем Индраварманом I в . Храм вероятно занимал всю отгороженную рвом площадь. В ее восточной части сохранились полуразрушенные кирпичные строения, среди которых 6 башен, украшенных резьбой по камню и барельефами.
  • Храм Преах Кхан (Preah Khanh)- в переводе с кхмерского «священный меч» - построен королем Джаяварманом VII в XII веке в честь победы над тямами и прекрасно сохранился. Служил временной резиденцией короля до окончания строительства Ангкор Вата.
  • Храм Та-Пром (Ta Prohm) - был построен Джайяварманом VII в память о своей матери в конце XII - в начале XIII веков. Это единственный нетронутый археологами и реставраторами храм, весь окутанный джунглями. Прямо на храме, обвивая корнями его башни, растут деревья. Именно в таком виде находилось большинство храмов до начала реставрации.
  • Храм Пном-Бакенг (Phnom Bakheng) - был построен в IX веке во время правления короля Ясовармана (889-910 гг.). Храм стоит на вершине одного из холмов, с которого открывается прекрасный вид на величественный и неповторимый Ангкор Ват.

    Прекраснейшим памятником всего комплекса Ангкора является наиболее известный и хорошо сохранившийся храм Ангкор Ват (Angkor Wat), строившийся в течение тридцати лет во времена правления Сурьявармана II (1113-1145 гг.). Храм считается самым большим сакральным зданием в мире и представляет собой типичное для азиатской архитектуры сочетание элегантности и гармонии. После смерти короля храм принял его в свои стены и стал усыпальницей-мавзолеем.
    В расположенной на расстоянии двух километров крепости Ангкор Тхом (Angkor Thom) заслуживает особого внимания центральный храм Байон (Bayon) и его пятьдесят четыре огромные башни, каждую из которых украшают четыре обличья Будды. По одной из версий в образе Будды был представлен портрет самого короля. Этот храм явился последним построенным в Ангкоре крупным культовым сооружением.

    Общая площадь скульптурных работ в Ангкоре составляет более двух тысяч квадратных метров — ничего подобного в мире больше нет. При этом каждая скульптура, каждый рельеф представляют собой произведение искусства Сцены из индийской мифологии и исторические персонажи из прошлого кхмеров, высеченные в камне, кажутся резьбой по дереву. Впрочем, светлый песчаник, из которого сделаны изображения, почти так же легко поддается резцу, как и дерево. Искусный орнамент, составленный из переплетения листьев и цветов лотоса, покрывает галереи и переходы храма. Одна из самых знаменитых и чаще всего встречающихся здесь фигур — апсара, у индуистов — небесная богиня-танцовщица. Кхмеры называли этих богинь «тевода». Их здесь тысячи, при этом ни одна из них не похожа на другую. На губах у каждой тевода играет пленительная улыбка, но выражение лица непроницаемо.
    Освобожденный из плена джунглей, Ангкор Ват является сегодня объектом восхищения тысяч туристов и предметом самого пристального изучения со стороны специалистов всего мира.



  • Информация по путевке